< Калужский край: куда направлен вектор...
14.05.2018

Что за радость – владение СЛОВОМ! (обзор журнала "Дружба народов", 2018, № 4)


Принято считать, что в ХХ1 веке Россия перестала быть литературо-центричной страной. Чего не скажешь о современных писателях ввиду их активного взаимодействия с творчеством предшественников…

Почитайте, как герои повести и рассказов Владимира Березина (из его будущей книги "Расцвет жизненных сил") – Малыш и Карлсон – примеряют на себя коллизии "Капитанской дочки" и "Героя нашего времени", характеры и поступки Шерлока Холмса, Мальчиша-Кибальчиша и Гарри Поттера! Вечные темы по-прежнему остаются вечными, и писатели, верные своей профессии, заостряют на этом внимание.

Вот и Валерий Бочков заглавием своего романа "Возвращение в Эдем" отсылает читателей к книге, по которой был снят знаменитый сериал, но авторский замах куда выше – это Книга Книг, её авторы, постулаты и герои.

Да, названия – это не игра слов. И другие авторы данного номера журнала представляют свои рассказы как своеобразные маски, используя как бы культурные клише: "Блеск и нищета куртизанов" Екатерины Баландиной, "Летучий голландец" Александра Вергелиса, "Леди Гамильтон" Джасура Исхакова, "Страсть и ярость" Алексея Иванова, "Господин из Сан-Франциско" Татьяны Панкратовой, "Леди Макбет Капрованского района" Мананы Думбадзе, "Доктор Крупов" Евгения Шкловского… Нет, это вовсе не перепевы, страсти бушуют подлинные, всамделишные, жизненные. Но, как известно, тем и сюжетов в мире – на перечёт: всё новое – немного старое, но с иными нюансами. Очень любопытно, словно мир скроен по определённым лекалам, настаивая на том, что "В начале было Слово…".

"Я думал, что Слово – это тоже материал, из которого можно ваять и лепить. Оказалось, наоборот: слово лепит человека, одухотворяет", - рассказывает Василий Крюков в искренних записках под заголовком "Пути слова" о простом и обыденном, сквозь которое проступают высшие планы бытия.

И это ещё не всё. Есть ведь и другие разделы, помимо художественной прозы: критика, публицистика, постсоветское полотно конфликтов, литературный барометр, культурная хроника, искусство, дружба на вырост, поэзия. Как бы там ни было, но каждому нужно спасительное слово как опора.

И тут не обойтись без стихов на все случаи жизни. И они, конечно, - настоящие, пронзительные, ёмкие, честные. Как сегодня можно прожить без горьких строк о войне на Донбассе украинских поэтов Евгении Бильченко и Ивана Волосюка? О таинственном вертепе, который у нас в сердце, пишет Олеся Николаева. Помните её приезд к нам в центральную библиотеку несколько лет назад из Переделкина? Яркий был вечер, прекрасный.

Но продолжим наше знакомство с поэзией данного номера. Здесь лирика казахского поэта Заира Асима наполнена созерцательностью и метафорикой. Возможно, вы уже обратили на него внимание, читая другие современные журналы, он того стоит.
Впервые появились в "Дружбе народов" победители "Кубка мира по русской поэзии" Пётр Матюков и Майя Шварцман.

Выходит, если мы уже не самая читающая страна, то пишущая и пишущая.
Для кого? Ответит время.