< "Из четырех жен она была самой красивой…"
01.05.2016

Знай наших! (Обнинск в центральной прессе)


Эргали Гер. Теоретический тупик: документальная повесть // Знамя, 2015, №9

Эту повесть автору, известному по рассказу "Казюкас", дважды лауреату премии журнала "Знамя", конкретно и подробно надиктовали люди, привыкшие по роду своих занятий держать язык за зубами: академики, доктора наук, младшие и старшие научные сотрудники.

Всю осень 2014 года Эргали Гер по заказу Росатома собирал воспоминания ветеранов Минсредмаша – самого мощного, самого закрытого министерства СССР, ведавшего делами мирного и военного атома.

Собранный текст поражает своей цельностью, разноголосым эпическим повествованием с лихо закрученными сквозными сюжетами, персонажами, кочующими из рассказа в рассказ, героями главными и эпизодическими, но всегда подлинными. Нет, это не собрание интервью, как замышлялось вначале, а огромный пласт жизни, дающей представление о нашем городе и стране, о времени, в котором мы жили и, собственно, всё ещё живём, ибо оно непрерывно, как известно.

Что же такое Средмаш? Начнём с того, что благодаря атомному проекту в стране резко повысился престиж работников умственного труда. За десять лет, начиная с середины сороковых годов ХХ века, была выстроена продуманная система современного научно-технического образования. Соответственно за тот же срок и была выращена научно-техническая элита, работавшая по большей части в Средмаше. Элита, способная формулировать цели и решать задачи, соответствующие уровню сверхдержавы. Полтора десятка закрытых средмашевских городов на протяжении сорока лет практиковали коммунизм за колючей проволокой, выращивая не только плутоний, но и "нового человека". Благодаря этому, точные науки в СССР избежали участи генетики, разгромленной сталинскими мракобесами. Под крылом Ефима Павловича Славского, тридцать лет руководившего министерством, благополучно пережил длинную хрущёвскую оттепель с её периодическими заморозками, целый институт кибернетики.

И даже такая специфическая отечественная развлекаловка, как КВН, зародилась в недрах Средмаша.

Обо всём об этом рассказывают герои данной повести: Коночкин В. Г., Тошинский Г. И., Конобеев Ю. В., Игнатова Л. И., Дмитриева В. С., Корнеев Н. А., Оныкий Б. Н., Абрамов Е. П., Кириллов П. Л., Никипелов Б. В., Луконин Н. Ф., Шишкин А. А., Эпатова Н. М.

Минсредмаш, хотя его и называли "государством в государстве", не существовал сам по себе. Он рос и развивался в стране, в которой руководящая и направляющая роль принадлежала не технократам, не учёным и не военным, а сами знаете кому. Грубо говоря, и сам Средмаш был создан как разовый проект. Скудость гуманитарной повестки, ограничивающая кругозор верховной власти и, по сути, обнулившая к третьему поколению её кадровый потенциал, всегда лежала бременем на людях Средмаша. С годами, по ходу естественного развития общества и раскрепощения научной мысли, это бремя обернулось колодками, "профилактическими репрессиями" и разрушением диалога между властью и учёными, который наметился к концу 60-х годов. Косыгинские реформы, которые могли быть реализованы силами Средмаша, были обречены, поскольку требовали ревизии сталинского варианта марксистско-ленинской идеологии. Ресурсов для постановки и разрешения гуманитарной сверхзадачи, аналогичной атомному проекту, в стране не нашлось.

Ну, а что же наша повесть? Она читается взахлёб, потому что живые люди рассказывают не сказки, а общую нашу быль, расцвеченную подробностями и деталями яркой жизни, какой бы сложной и опасной она ни была.

Автор из всего наговорённого на диктофон взял только один из сюжетов, а именно разгром теоретического отдела Обнинского физико-энергетического института, случившийся в конце 60-х годов, и вставил его в соответствующий контекст, дающий адекватное представление о Средмаше.

И вышла не унылая повесть, а искренняя, правдивая, порой даже героическая, благодаря вышеназванным персонажам. Нет, это не юбилейный панегирик, это серьёзное, достойное юбиляра, чтение, невероятно интересное! Спасибо всем, безбоязненно открывшимся своим современникам! Итак, повторюсь: гуманитарной сверхзадачи тогда не хватило, а сейчас она активно требует своего места на ландшафте России, и доказательством тому служит следующее издание. ЛИФФТ: 1-ый Всероссийский литературный журнал, 2016, №1.

Москва снова задаёт тон, на этот раз, выпустив 200-страничный широкоформатный журнал и провозгласив, что намерена объединить 85 российских регионов, а по сути литературных островов – мощнейших двигателей одного корабля под названием "Литература и культура России". От идеи создания журнала "Лиффт" до её воплощения не прошло и года, а это – подтверждение назревшей необходимости такого издания-обозревателя, такого центра литературы в нашей многонациональной стране.

Главный редактор, столичный поэт Маргарита Аль, со своей благородной миссией посетила Обнинск в начале этого года и презентовала первый номер своего журнала центральной библиотеке.

В нём, кстати, от всей Калужской области, со своими произведениями – рассказами и стихами – выступили три обнинчанки: Вера Чижевская, Наталья Никулина и Эльвира Частикова. Таков был выбор редколлегии. Слово. Его добыча важнее добычи золота и алмазов, нефти и газа. Нет более устойчивой валюты, чем слово. "Слово о полку Игореве", Слово Пушкина, Слово Толстого, Слово Ахматовой, Слово Рубцова, Слово Поэта, имя которого, возможно, ещё скрывает от нас время… Встреча на одной литературной площадке даёт каждому региональному литератору испытать свои таланты среди главных творцов современности и постараться не проиграть.

Если в других толстых журналах уже сформирован свой костяк авторов и новички крайне редки, то "Лиффт" нацелен как раз на поиск, но непременно выдающихся, известных, скорее всего, в регионе, городе, селе…

Очень важно, считает редактор, показать российской и международной общественности всю широту и многогранность российской литературы, дать читателю возможность выбора в определении своего писателя и поэта. Всего три автора от большой области – это только начало.

Приятно, что наш город-юбиляр лидирует, но это не значит, что другим городам не найдётся здесь места. Хотя и города соревнуются, поскольку дух места формирует таланты. Со сцены Маргарита Аль так сказала о критериях отбора: "Хотелось бы не однобокого представительства, а жанрового и тематического разнообразия, новаторства, уникальности, ёмких и минималистических текстов, яркой фабулы, блестящего письма…".

Таковы ориентиры для всех будущих авторов этого интересного журнала, познакомиться с которым можно в центральной библиотеке, а также в сети интернет.

Адрес журнала: info(at)lifft.ru

Помните, чтение обогащает человека.