< От романа до публицистики – все интересно!
18.10.2016

Сливки чтения (12 октября – единый всероссийский день чтения)


 Что это такое? Нечто противоположное массовой культуре, книги для избранных, подготовленных, можно даже сказать – для литературных эстетов, гурманов, которые встречаются и среди юношества, молодёжи, безусловно не так, как прежде, когда не было интернета. Конечно, их немного, тем не менее… Пусть они и следят за «своей» литературой, но ведь легко и пропустить, вовремя не выйти на неё. Поэтому назовём значительные книги и отдельные произведения, достойные обращения к ним.

Захар Прилепин. Непохожие поэты. Трагедии и судьбы большевистской эпохи: Анатолий Мариенгоф. Борис Корнилов. Владимир Луговской. – М,: Молодая гвардия, 2015. – 373 стр. с илл. – (Жизнь замечательных людей).

Трёх героев этой книги объединяет одно: в своё время они были известными советскими поэтами. Всё остальное – разное: происхождение, творческая манера, судьба. Анатолий Мариенгоф (1897 – 1962) после короткого взлёта отошёл от поэзии, оставшись в истории литературы, прежде всего, как друг Есенина и автор мемуарной прозы. Борис Корнилов (1907 – 1938) был чудовищно вырван из литературной жизни и погиб в годы репрессий. Владимир Луговской (1901 – 1957) после громкой и заслуженной славы пережил тяжёлый творческий и человеческий кризис, который смог преодолеть лишь на закате жизни. Вместе с тем автор, известный писатель, находит в биографиях столь непохожих поэтов главное, что их связывает: все они были свидетелями великих и трагических событий русской истории ХХ века – не прятались, не отворачивались от них и сумели отразить их в своём творчестве. Мыслящий читатель обратит внимание, как современно, даже злободневно, звучат некоторые стихи этих поэтов в наше время.

Пётр Вайль. Стихи про меня. – М.: Астрель, 2011. – 672 стр.

П. Вайль – блестящий эссеист, путешественник, автор «Гения места» и «Карты Родины», соавтор Александра Гениса, хорошо известного нашим читателям. Что можно сказать о данной книге? Автор выстроил события своей жизни по русским стихам ХХ века: тем, которые когда-то оказали на него влияние, «становились участниками драматических или комических жизненных эпизодов, поражали, радовали, учили», т.е. обращались к нему как бы напрямую. Отсюда и вынесенный в заглавие книги принцип составления этой потрясающей антологии. Руководствуясь этим критерием, Вайль прошёл путь от Анненского 1901 года до Гандлевского 2001-го. Сто лет! 55 стихотворений оказались самыми важными и опорными. Вот она – возможность выставить две пятёрки стихам, без которых жизнь была бы иной: скучнее, беднее, тусклее, да и просто хуже.

Борис Минаев. Мягкая ткань. Роман. Книга первая. Батист. – М.: Время, 2015. – 352 стр.

Роман "Батист" - это образ мягкой ткани, из волокон которой сплетена и человеческая жизнь, и всемирная история: это и любовь, и предательство, и вечные иллюзии, и жажда жизни, и неотвратимость смерти. Герои книги – обычные люди дореволюционной, николаевской России, которые попадают в западню исторической катастрофы, но остаются людьми, чья быстротекущая жизнь похожа на вечность. Ясное дело, что роман невозможно легко пересказать, тем более, такой, в котором каждая глава равна чьей-то яркой жизни.

Стихи в журнале "Дружба народов", 2016, №8.

После интересных и драматичных биографий стихотворцев хочется дать слово самим поэтам, нынешним, самых разных поэтических практик, техник и эстетики. Читателей не разочаруют рифмованные раздумья Олега Хлебникова и Анны Гедымин, известных серьёзным читателям ещё с советских времён, тонкая любовная лирика узбекской поэтессы Гузаль Бегим, ностальгические строфы литовского неоклассика Хендрикаса Радаускаса и наполненные творческим поиском стихи Алёны Асенчик из Гомеля. Имея перед глазами происходящее в культуре другой, но не чужой страны, обращаешь внимание на собственные проблемы, задумываясь над их решением и возможностью сосуществования различных цивилизационных приоритетов.