< "Письма о письме" – подарок для поклонников Чарльза Буковски
03.04.2017

О сборнике Курта Воннегута "Сейчас вылетит птичка!"


В 2011 году АСТ выпустило в свет сборник Курта Воннегута "Сейчас вылетит птичка!", в котором были собраны рассказы, ранее публиковавшиеся лишь в журналах и антологиях.

Чудесная, светлая, искромётная великолепная проза, где-то лиричная, где-то приправленная черным юмором. Впрочем, он другой и не писал. На английском издание вышло в октябре 2009, спустя два года после смерти Курта, с замечательным предисловием Сидни Офита - писателя и его давнего друга.

"Читая сборник неопубликованных рассказов Курта Воннегута, я вспоминал о парадоксальных аспектах его личности. За всю историю литературы редкому писателю удавалось достичь в своих работах подобного сплава человеческой комедии с трагедией людской глупости — а уж тем более честно признать существование этого сплава в себе самом…

…Как рассказы Курта оказались "неопубликованными"? Вполне возможно, они не появились в печати потому, что по той или иной причине не удовлетворяли Курта. По свидетельству его сына Марка, а также литературных агентов и издателей, он постоянно исправлял и переписывал свои произведения.

Несмотря на кажущуюся легкость и непринужденность стиля, Курт был искусным мастером, требовательным к себе и стремившимся к совершенству в каждом рассказе, каждом предложении, каждом слове. Я вспоминаю скомканные листы бумаги в мусорных корзинах его кабинетов в Бридж-гемптоне и на Восточной Сорок восьмой улице. 

О том, к чему стремился Курт в своем творчестве, можно судить по одному из его правил сочинения беллетристики, которое он мне как-то привел: "Заставьте абсолютно незнакомого человека уделить вам время, но так, чтобы он или она не считали это время потраченным впустую".

Для Курта Воннегута сочинительство было своего рода духовной миссией, и в основе этих рассказов, несмотря на весь их юмор, зачастую лежит возмущение — моралью и политикой. Они также свидетельствуют о масштабе невероятного воображения Курта и о таланте, который в пятидесятых и в начале шестидесятых позволил ему кормить растущую семью, сочиняя рассказы для популярных ("глянцевых") журналов.
Курт Воннегут-младший регулярно печатался в таких журналах, как "Сатердей ивнинг пост", "Кольерс", "Космополитен" и "Аргоси". Впоследствии, в предисловии к сборнику рассказов "Табакерка Багомбо", он напомнил читателям, что очень радовался этому сотрудничеству: "Я был в такой хорошей компании… Хемингуэй писал для „Эсквайра“, Ф. Скотт Фицджеральд для „Сатердей ивнинг пост“, Уильям Фолкнер для „Кольерс“, Джон Стейнбек для „Вуманс хоум компанион“!"...

Отобранные для данного сборника рассказы Курта напоминают о развлекательной продукции той эпохи — они легко читаются, кажутся простыми и даже упрощенческими по технике изложения, пока читатель не задумается над словами автора...

Открытие этих образчиков винтажного Воннегута продемонстрировало, что легкость всегда была отличительной особенностью его стиля, подтвердило долговечность его таланта, стало подарком для всех нас — друзей и читателей, которые наслаждаются блистательным "джиу-джитсу" Курта Воннегута и его искусством".