< "Люди так до конца и не оправляются после собственного появления на свет"
16.04.2017

Он хотел удивить публику. И написал о приключениях американцев за железным занавесом


В издательстве "Азбука" вышла книга "Призраки в солнечном свете" — большой сборник документальной прозы Трумена Капоте.

Данное издание исчерпывающе представляет Капоте как мастера художественно-документального жанра — от ранних очерков до "Воспоминания об Уилле Кэсер", написанного за день до смерти писателя и никогда прежде не публиковавшегося. Особое место в книге занимает большая повесть "Музы слышны" — отчет Капоте о гастролях с негритянской труппой, которая привезла мюзикл "Порги и Бесс" в Москву и Ленинград в далеком 1956 году…

"В декабре 1955 — январе 1956 года гастроли оперы Джорджа Гершвина "Порги и Бесс" произвели фурор у жителей двух столиц. Это был первый культурный обмен между США и Советским Союзом, который оплатило Министерство культуры СССР, терпя колоссальные убытки: чего не сделаешь ради пропаганды. Опера об угнетенном народе, задавленном капитализмом, отвечала чаяниям ЦК, провозглашая прогрессивность советской системы. Американский Госдеп это хорошо понимал и денег не дал, но режиссер Роберт Брин сам договорился с Советами и в отместку укомплектовал труппу тремя крутыми писаками: Леонардом Лайонсом — колумнистом "Нью-Йорк пост", — Айрой Уолфертом из "Ридерз дайджест" и Труменом Капоте из журнала "Нью-Йоркер".

Последний в те годы слыл "надеждой американской литературы" и после ошеломляющего дебюта "Другие голоса, другие комнаты" (1948) искал новый способ удивить публику. И он его нашел, решив поработать в жанре репортажа, который можно разбавить элементами художественной литературы — поездка в Россию пришлась очень кстати. Так Трумен Капоте оказался в гуще театрально-светских событий начала оттепели.
Всю свою иронию — вперемешку с наблюдениями о приключениях американцев за железным занавесом — Трумен вложил в текст "Музы слышны".

Публикация в "Нью-Йоркере" заставила смеяться буквально всех, за исключением самих очевидцев. Оно и понятно: кому приятно увидеть себя в слегка искривленном зеркале. Роберт Брин сто раз пожалел, что взял Капоте с собой.

Вещь имела успех: отдельной книгой "Музы слышны" вышли в США в 1956 году, в Великобритании документальный отчет появился через год. В России повесть опубликована только сейчас (прекрасный перевод Нины Ставиской сохранил и авторскую манеру Капоте, и его неподражаемую иронию)".

(Автор – Денис Захаров, историк и специалист по творчеству Капоте. daily.afisha.ru)

Кстати, самую свою знаменитую историю – повесть "Завтрак у Тиффани" - американский писатель дописывал в поезде Москва–Ленинград, а рукопись "Завтрака" с 2013 года хранится в России, в личной коллекции миллионера Игоря Сосина.