< Роман для тех, кому мало реализма, но и к жанру фантастики не готов.
17.04.2018

Дэн Симмонс "… в мифе о вампирах есть какой-то намек на внутреннее достоинство"


"Как и человеческими существами, которыми он питается, вампиром движут его собственные темные влечения. Но, в отличие от своих жалких человеческих жертв, вампир ставит себе единственную цель, которая может оправдать грязные средства, - бессмертие, в буквальном смысле. Тут есть какое-то благородство. И какая-то печаль".

За "Темную игру смерти" Дэна Симмонса схватилась, прочитав "Террор". Очень уж тот понравился и захотелось что-нить ещё такое же классное. Из бумажных изданий этого автора под рукой оказалась только данная книга. Почитала отзывы – народ хвалит. Узнала, что был другой перевод – от 1998 года, тогда роман шел под названием "Утеха падали". Что, собственно, ближе к оригинальному названию – "Carrion Comfort". "Темная игра смерти" звучит немного напыщенно и по-дурацки, но, по сути, очень точно отражает смысл романа. Книжка эта про вампиров. Но не тех, которые чеснока боятся и людям шеи прокусывают.

Героям Симмонса для того, чтобы поддерживать здоровье и не стареть, необходимо убивать. Каждое убийство – это Подпитка. Энергетическая, наполняющая убийц силой и молодостью. Мало того, главные персонажи книги не просто убивают, а устраивают некие игры со своими жертвами. Они входят в сознание людей, полностью их себе подчиняя. Превращают в пешки в своей игре. Заставляют убивать других людей, заниматься сексом, совершать самоубийства. В соответствии с этим сюжетом, именно подобным образом были застрелены Кеннеди и Джон Леннон.

Роман очень увлекательный и динамичный, есть ощущение, что писался сразу под экранизацию. Странно, что до сих пор не сняли фильм по книге. Очень понравились флешбеки, коих множество в романе – по воле автора читатель вместе с героями перемещается то в нацистскую Германию, то в предвоенную Австрию. Сюжет развивается стремительно, скучать особо не приходится, хотя объем у произведения внушительный – целых два тома главные герои стараются одержать победу в этой самой игре смерти. И не всем это удается.

Книжка очень жесткая получилась, много тяжелых страниц – с жестокостью, насилием, атмосферой безысходности и ужаса. И очень всё психологично. Настолько, что под конец немножко устаешь от этой тягостной истории. А ещё от бесконечной горы трупов. Устаешь грустить от того, что персонажи, к которым ты успел привязаться, неминуемо умрут. Потому как герои у Симмонса всегда очень объемные, живые, со множеством черт и деталей, с прошлым. И хорошие, и плохие. К концу второго тома успеваешь сжиться с действующими лицами, как с родственниками.

Помимо того, что это лихо закрученный экшн, автор наполнил книгу философскими рассуждениями о природе насилия, о том, откуда берется человеческая жестокость. Получилось не занудно и вполне уместно.

И в итоге понимаешь, что, собственно, для этого всё, наверное, и затевалось – напомнить нам о том, что зло, приносящее вред людям – оно в нас самих. И войны, унесшие столько жизней, и монстры, вроде Гитлера – они не порождение некой фантастической среды, но нашей с вами реальности. И вроде всё отлично в этом романе, но у меня лично осталось какое-то двойственное послевкусие. Возможно, просто не мой жанр. Пока читала, всё время хотелось, чтоб поскорее закончилось. Хотя, история про злую бабку Мелани просто фееричная. Пожалуй, это самая сильная сюжетная линия в книге, с невероятной концовкой. Тот случай, когда подозреваешь, что где-то здесь тебя ждет подвох от автора, но всё равно малость офигеваешь от такого поворота событий.

Наверное, я что-нибудь ещё у Симмонса почитаю. Но потом, попозже.