< "Террор" - это не про страшное. Это чтение "взахлеб" о пропавшей экспедиции
26.01.2018

Роман для тех, кому мало реализма, но и к жанру фантастики не готов.


Этой весной на русском выходит книга прошлогоднего лауреат Букеровской премии Джорджа Сондерса "Линкольн в бардо".

Это первое крупное произведение 58-летнего автора, до этого он писал лишь короткие рассказы и эссе.

Роман представляет собой своеобразное исследование о смерти. Всё действие происходит в течение одной ночи 20 февраля 1862 года, в момент кончины Уильяма, сына президента США Авраама Линкольна. Ребенок умер в возрасте одиннадцати лет в самом начале гражданской войны.

Как говорит сам автор, замысел произведения возник у него под влиянием рассказа двоюродного брата его жены о поведении Линкольна после смерти сына — в частности, упоминания о том, что Линкольн неоднократно посещал склеп Уильяма на кладбище в Джорджтауне и прикасался к телу покойного.

Термин "бардо" в буддизме обозначает некое промежуточное состояние между началом умирания и отделением души от тела. В описании Сондерса "призраки", обитающие в бардо, "изуродованы желаниями, которые они не осуществили, пока были живы". Они не знают, что уже умерли, воспринимая пространство как свой "больничный двор", а свои гробы как "больничные палаты". В книге Линкольн, придя на кладбище, оказывается в этом самом "бардо" и ведет интересные и захватывающие диалоги с душами умерших людей.

Сондерс отмечал, что, хотя и назвал роман термином из тибетского буддизма, он также включил в него элементы христианских и древнеегипетских представлений о загробной жизни, чтобы не быть "слишком буквальным".

Как сказал в интервью редактор "Эксмо" Дмитрий Обгольц, готовящий к выпуску русскоязычную версию книги, жанр романа можно обозначить как "трансгрессивный реализм". "Это достаточно сложный для восприятия роман с необычной структурой построения, использующий и литературу факта, и реальные источники, и вымышленные исторические источники…

Читателю предстоит понять, где кончается вымысел и где начинаются факты. Этот роман для тех, кому мало реализма, но кто в тоже время не готов к чистому жанру фантастики.

Эту традицию можно черпать от Эдгара По".