«Ах, лето красное, любил бы я тебя...»

Придумать экологическую викторину, не будучи экологом, очень сложно. Да и разгадать ее тоже не всякий сможет.
Но почему о природе может говорить только эколог?
А сколько страниц посвятили ей писатели и поэты, сколько полотен написали художники?
Итак, у нас своя викторина – экология через классическую литературу и живопись.
Попробуйте обойтись без интернета. Или слабо?

Ответы на вопросы викторины отошлите на электронный адрес
cbs@obninsk.ru (Укажите свою фамилию, имя, возраст)

Итак:

Три вопроса - по творчеству известного мастера пейзажа Ивана Ивановича Шишкина:

1. Одна из самых известных картин художника называется «Утро в сосновом лесу». Это знают все.
Но не все знают, что Шишкин написал не всю картину.
Что было написано не им, и кто был соавтором Шишкина?

 

2. Еще одна не менее известная картина Шишкина называется «Рожь».
Не нужно быть экологом, чтобы увидеть: при всем несомненном таланте Шишкина в картине есть явная экологическая «несостыковка», что, конечно, не умаляет достоинств картины.
Что не соответствует действительности?

3.Ну и, наконец, третья картина Шишкина «На севере диком».
Чьи строчки взяты для названия картины?

Кстати, русский поэт, из стихотворения которого Шишкин заимствовал строку для названия своей картины, сочинил это стихотворения не сам.
Это вольный перевод стихотворения известнейшего немецкого поэта-романтика.
Кого?
 

4. Известный британский живописец Уильям Тернер любил писать пейзажи, в которых сталкивались разные природные стихии.
Для того, чтобы верно передать световые и цветовые эффекты в картине «Пароход у входа в гавань во время шторма зимой», 47-летний художник попросил у капитана корабля  ………
Так о чем же попросил капитана известный художник?
И капитан выполнил эту просьбу!

5. Это полотно известного русского пейзажиста так живо передавало лунное освещение, что некоторые посетители выставки заглядывали за холст, надеясь найти там свечу или лампу.
Назовите имя художника.

6. В известной картине Михаила Васильевича Нестерова «Видение отроку Варфоломею» пейзажным фоном стало совершенно конкретное место.
О какой усадьбе идет речь?

7. Все с детства помнят строки Николая Алексеевича Некрасова:

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор! —
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Однако, это вовсе не стихотворение о природе, а начало одного из самых остросоциальных произведений Некрасова.
О каком стихотворении идет речь?

8. Мало кто любил в школе внимательно читать литературные описания пейзажей.
Однако, это занимательно – попробовать узнать манеру писателя по его пейзажным сценам.
Сможете ли вы отличить Пушкина от Гоголя, а Тургенева от Булгакова?

 

     а)  "Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше." 

     б)  "Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию. "

      в)  "Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло."

      г)  "Был прекрaсный июльский день, один из тех дней, которые случaются только тогдa, когдa погодa устaновилaсь нaдолго. С сaмого рaннего утрa небо ясно; утренняя зaря не пылaет пожaром: онa рaзливaется кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не рaскaленное, кaк во время знойной зaсухи, не тускло-бaгровое, кaк перед бурей, но светлое и приветно лучезaрное - мирно всплывaет под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее тумaн. Верхний, тонкий крaй рaстянутого облaчкa зaсверкaет змейкaми; блеск их подобен блеску ковaного серебрa… Но вот опять хлынули игрaющие лучи, - и весело и величaвa, словно взлетaя, поднимaется могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облaков, золотисто-серых, с нежными белыми крaями."

    д)  "Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая. Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче, по-вечернему."

   е)  "Грозу унесло без следа и, аркой перекинувшись через всю Москву, стояла в небе разноцветная радуга, пила воду из Москвы – реки, бесчисленные солнца плавили стекло за рекою, где над этими солнцами стоял туман, дым, пар раскалённого за день города."

9. Этого русского писателя заслуженно считали величайшим мастером психологического портрета. Но однажды, раскрывая внутренний мир своего героя, он описал размышления…. дерева!
Что это было за дерево, как звали героя, ну и как назывался роман
(подсказка: роман – эпопея)?

Если затрудняетесь с ответом, прочитайте текст ниже.

"На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца."

10. Предлагаемый нами отрывок – не из романа-фэнтези или романа-антиутопии.
Это начало пьесы одного не очень счастливого и не очень талантливого молодого человека. О нем, о его окружении написал свою пьесу знаменитый русский писатель.
Назовите имя писателя и название его пьесы 
(оно, между прочим, тоже в какой-то мере экологическое).

       "Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом,— словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли... Уже тысячи исков, как земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь. На лугу уже не просыпаются с криком журавли, и майских жуков не бывает слышно в липовых рощах. Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно."

11. В предыдущем вопросе была описана картина угасания мира, в этом же - его сотворения.
Эпизод взят из романа, принадлежащего популярнейшему английскому писателю.
Кто автор этого цикла , столь любимого тинейджерами и кинематографом?

         "Можете ли вы представить себе, что покрытая травой земля пузырится, как вода в котле? Лучше не опишешь то, что происходило. Повсюду, куда ни взгляни, вспухали кочки. Размера они были разного: одни — как кротовая норка, другие — как бочка, две — с домик величиной. Они росли и пухли, пока не лопнули, взметая землю, а из них вышли животные, точно такие, как в Англии. Вылезли кроты, выскочили собаки, отряхиваясь и лая; высунулись, рогами вперед, олени . Лягушки сразу поскакали к реке, громко квакая. Пантеры, леопарды и их сородичи присели, чтобы умыться, а потом встали на задние лапы, чтобы поточить о дерево когти. Птицы взлетели на ветви, запорхали бабочки. Пчелы разлетелись по своим цветам, не теряя попусту ни минуты. Удивительнее всего было, когда лопнул целый холм, и на свет вылезла большая мудрая голова, а потом и ноги, с которых свисали мешковатые штаны, — это был слон. Песню льва почти заглушили мычанье, кряканье, блеянье, рев, лай, мяуканье и щебет."