Мишель Бюсси входит в десятку самых популярных писателей детективного жанра в современной Франции. В некоторых рецензиях Бюсси называют импрессионистом в сфере детектива. Иногда автор рассказывает как будто не связанные между собой истории, в конце книги сплетая их воедино. Отличительная черта его произведений — интрига в начале книги приводит к неожиданной развязке в конце.
Так происходит и в книге «Черные кувшинки», которая принесла Бюсси мировую известность. Во время чтения книги выстраивается сюжет, который ближе к концу рассыпается, как разноцветные стеклышки в калейдоскопе, а затем эти стеклышки создают совершенно новую картинку. Все начиналось, как детектив, а оказалось под конец совсем другим.
«В деревне жили три женщины. Первая была злодейкой, вторая- вруньей, третья-эгоисткой. Деревня называлась Живерни». «Описание деревни максимально соответствует действительности. Все упомянутые места существуют на самом деле: отель «Боди», улица Клода Моне, Крапивный остров, не говоря уже о розовом доме Моне и пруде с кувшинками»,- пишет Бюсси в предисловии. Так автор встречает читателя и постепенно, шаг за шагом, погружает в загадочную историю маленькой деревушки. «Живерни-особое место. Это название волнует сердца всех художников на свете». Мишель Бюсси выбрал увлекательную изюминку для своей книги- Клод Моне и его «Кувшинки». В Живерни все посвящено культу Клода Моне. Но все ли так хорошо в этой глянцевой картинке… Что скрывается за этими чистенькими фасадами живописных домиков, как будто застывшими в том виде, как их изобразил великий живописец?
«Черные кувшинки» — не только детектив. Это история трех женщин- талантливой девочки, красивой молодой учительницы и старой ведьмы, обитающей на мельнице. История о преступлениях в деревне, где жил и работал Клод Моне. История о живописи. История о разбитых мечтах и разбитых жизнях. Это книга о том, что мы видим только то, что на поверхности, а в самой глубине может таиться что-то совершенно неожиданное.
«Посмотрите на этот сад. На розы, на оранжереи, на пруд. Сейчас я открою вам секрет. Живерни-это ловушка. Очень красивая ловушка, что правда, то правда. И подумать трудно, что кто-то может мечтать отсюда уехать. Из такой красоты? Но дело в том, что все это — не более чем декорация. Намертво закрепленная декорация».
После прочтения книги у меня возникло два желания — найти в интернете фотографии Живерни (они великолепны!) и полистать альбом с репродукциями великого Клода Моне.