«У страданий нет шкалы качества, они не очищают, не закаляют и не делают тебя лучше; ты просто учишься жить дальше – с вечной поправкой на новый опыт, вот и все. Или не учишься, и тогда тем хуже для тебя..»
В 2021 году книга «Риф» Алексея Поляринова стала номинантом премии Большая книга. Это первое произведение этого автора, которое я прочитала, и оно произвело на меня довольно сильное впечатление!
В книге три главные героини: Кира, Таня и американка Ли, судьбы которых переплетаются причудливым образом. Три временных периода: Советский Союз, конец 1980-х.; Соединенные Штаты, конец 1990-х.; и снова Россия, Москва, конец нулевых – начало 2010-х.
В советском промышленном городе Сулиме в нескольких сотнях километров от Мурманска девушка Кира, библиотекарь и архивариус, знакомится с молодым ученым, который приехал разыскать материал о рабочем восстании, жестко подавленном 2 июня 1962 года. В те дни волнения из-за резкого повышения цен вспыхнули по всему СССР.
Университет города Колумбия, штат Миссури, в котором девушка Ли, недавняя выпускница Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле, получает предложение стать аспиранткой профессора Юрия Гарина, недавнего эмигранта, эксперта по племенам Микронезии, – и с радостью соглашается на переезд.
Москва, девушка Таня пытается вытащить из секты свою мать, женщину с высшим образованием, которая в один прекрасный день бросила все, переписала недвижимость на подставных лиц и ушла в закрытую коммуну, куда нет доступа посторонним.
В этой детективной и драматичной истории есть и главный герой: злодей, переходящий из эпизода в эпизод и незримо присутствующий на каждой странице. Клинический социопат и манипулятор –стержневой персонаж романа, объединяющий все сюжетные линии в единое повествование. Без него пути этих женщин с поломанными судьбами не пересеклись бы, не слились в единое целое.
Как люди попадают в секты, что с нами делает наше прошлое, можно ли предать забвению старые травмы, что значат для людей символы и ритуалы, и может ли человек жить без любви? – все эти вопросы автор ставит перед читателем, но ответы каждому придется искать самостоятельно.
«Есть объекты, которые не имеют никакой ценности, кроме символической, ритуальной. Объекты, которые обрели ценность исключительно благодаря связанным с ними историям, стали чем-то большим, и их символическая добавочная стоимость давно превысила стоимость фактическую».
Рудометкина Н.А.