Семейная история красавицы Деви Аю и ее предков и потомков из вымышленного индонезийского городка Халимунды заворожила меня с первых страниц, пугая, отталкивая и, одновременно, притягивая и не давая отложить роман. Если вы являетесь поклонником магического реализма в духе Габриэля Маркеса и его «Сто лет одиночества», если вам 18+, и вас не шокируют чересчур кровожадные сцены насилия, — это книга для вас!
«Воскресным мартовским днем Деви Аю встала из могилы спустя двадцать один год после смерти. Пастушонок, спавший под плюмерией, со страху обмочился и поднял крик, а все четыре его овцы бросились врассыпную меж каменных и деревянных надгробий, будто за ними гнался тигр» — так начинается совершенно удивительная, абсурдная, сатирическая, трогательная, экзотическая семейная сага индонезийского писателя Эки Курниавана.
Действие происходит на фоне прекрасных индонезийских пляжей, а реальный исторический контекст мне был очень интересен, так как я немногое знала об истории Индонезии. Интересно было узнать о жизни островитян под властью голландцев, о бегстве перед Первой мировой войной, об оккупации японцами и освобождении союзными войсками. Вместе с автором я переживала взлет и падение популярности коммунистов – и все это на фоне общей атмосферы существования простых людей, живущих в удаленном уголке мира, куда отзвуки грандиозных мировых событий и потрясений доходят с большим отставанием.
Забавные, порою нелепые и трагические судьбы героев книги переплетаются в затейливую нить — сплошную «Махабхарату», — но распутать ее мне помогало нарисованное семейное древо на развороте книги (с некоторых пор просто обожаю этот прием!)
Оказалось, что перевод названия этой книги в английской версии звучит иначе: «Красота – это рана». Возможно, так даже правильнее, потому что красота в этой истории приносит не только горе, но ранит и убивает ее носителей и окружающих людей. Желание обладать красотой – опасное, не всегда контролируемое чувство, которое, зачастую, не доводит до добра…
Рудометкина Н.А.