«Здесь жили поэты…»

Восстановление истории способствует и скорейшему восстановлению культурной памяти, прерванной «связи времен».

Итак, «здесь жили поэты…». В 1946 году в трех километрах от станции Обнинское (нынешние Кончаловские горы) Сергей Городецкий (фото слева) вместе со своим зятем композитором Юрием Бирюковым купили у Кончаловских небольшую, стоявшую в глубине прекрасного сада, дачу. К Сергею Митрофановичу и Юрию Сергеевичу приходили учёные Обнинска, приезжали поэты, писатели, композиторы, художники… Как у Ахматовой в Комарово, или у Пастернака в Переделкино, здесь тоже был свой творческий круг. Само присутствие в юном научном городке поэта, воспитанного Серебряным веком, вдохновляло молодые дарования, заставляло равняться на носителя традиций. К нему приходили члены городской литературной группы, местные стихотворцы. Поэтесса Надежда Григорьева, автор нескольких сборников, принесла свою книжку «Звёздам не спится», и Городецкий подробно разбирал достоинства и недостатки книги, ставил оценки стихам и строкам. Вот, например, какой образ понравился ему более всего:

До чего белы берёзы,
Удивительно белы.
Словно тронуты морозом
Их прохладные стволы.

* * * * *

Опускается ниже и ниже старинное небо —
То, что Брюсов сберёг, оказавшийся в наших местах
И крестом осенивший церквушку Бориса и Глеба,
Звук настойчивой рифмы обкатывая на устах.
Между лип и берез, между зарослей роз и сирени,
Между прошлым и будущим, на сквозняках мировых
То скользят, то таятся, то бродят великие тени.
И мы видим: они между нас – ну, живее живых!
И легки на помине: строкой отзываются сразу,
Переливами красок, удобной для шага межой,
Рассыпая опять и опять перед нами алмазы,
Как дожди с тучных веток, как звёзды пред робкой душой.

Чаще других к Городецкому приезжал его друг Мстислав Левашов, который был вдвое его моложе и гораздо практичнее в житейских делах. Мстислав Александрович помог Городецкому выпустить два сборника стихов – итог работы за всю его жизнь. В них собрано самое лучшее (вообще у него было издано около пятидесяти книг). Сам Левашов был автором многих поэтических сборников и неплохой прозы – «Комендант Берлина», «Генерал Панфилов», книг о жизни лётчиков и военных. А свой гонорар за издание «Стихи, песни, сказки» (1969г.) он полностью отдал пострадавшим от землетрясения в Ташкенте. Без помощи Левашова Городецкому было трудно обходиться. Сам он говорил: «Я рождён для того, чтобы писать стихи, а не для того, чтобы пристраивать свои стихи по редакциям и издательствам». Раньше при жизни всю организационную работу у него вела жена Анна Алексеевна, которая умерла в 1945 году. Сергей Митрофанович пережил её на двадцать два года, дожив до восьмидесяти трёх лет. Конечно, это были не самые лёгкие годы, одолевали болезни, депрессия… Примерно в этот же период он написал такие стихи:

Настанет час, когда меня не станет,
Промчатся дни без удержу, как все.
Всё то же солнце в ночь лучами грянет,
И травы вспыхнут в утренней росе.
И человек, бесчисленный, как звёзды,
Свой новый подвиг без меня начнёт.
Но песенка, которую я создал,
В его трудах хоть искрою блеснёт.

До своих последних дней он сохранял страстное отношение к слову, свойственное художнику в пору расцвета творчества. Оно, кстати, велико по объёму и чрезвычайно разнообразно: стихи, проза, либретто, критика, переводы… Не всё написанное выдержало испытание временем. Но немало есть вещей ярких и одухотворённых. Впрочем, он и сам неплохо понимал это, недаром же вёл педагогическую работу в Литературном институте им. Горького, охотно знакомился с творчеством начинающих литераторов. Есть и в Обнинске люди, которые могли бы назвать имя Сергея Городецкого в числе своих первых учителей и наставников. С 29 апреля 1965 года редактором городской газеты «Вперёд» стал Михаил Юрьевич Лохвицкий, не только талантливый журналист (газета при нём была необычайно интересной, давала отличные поэтические подборки и даже умела не бояться КПСС), но и прекрасный писатель. Его перу принадлежит роман «Неизвестный», повесть о буднях аварийно-спасательного судна «Человек в море», сборники повестей и рассказов на современные темы – «Люди горных кряжей», «Шумит Кура», «Заклятие цыганки», «Охота на тигра». У него у самого была очень богатая биография. В годы Великой Отечественной войны он был матросом, морским десантником. Его интересовали сильные личности. В серии «Пламенные революционеры» в 1973 г. у него вышла повесть о Ладо Кецховели «Выстрел в Метехи», а в 1982 г. – «С солнцем в крови», о жизни грузинского революционера Прокофия Джапаридзе, одного из главных деятелей Бакинской коммуны, трагически погибшего в песках Закаспия в 1918 году. Интерес к Грузии не случаен. Лохвицкий взял себе псевдоним Аджукгирей, перебрался в начале 70-х в Тбилиси, изучил грузинский язык, сроднился с этой гостеприимной землёй. Работал в журнале «Литературная Грузия» до самой смерти (конец 80-х годов). Все, кто знал Михаила Юрьевича, говорят о его редком обаянии, тепле и уме.

 

 

У каждого писателя есть место, которое он может назвать литературной родиной. Для Анатолия Сергеевича Ткаченко таковым стал Сахалин, куда он приехал в 1958 году и начал работать редактором книжного издательства. Здесь он зримее увидел человека: рыбака, лесоруба, зверобоя… И если раньше он писал стихи, то отсюда началась его проза. В 1961 г. его приняли в Союз писателей СССР за книги «Жизнь тревожит» и «Солёный берег». Лишь переболев Сахалином, Курильскими островами, поучившись на Высших литературных курсах в Москве, он вспомнил, что у него была интересная и досахалинская жизнь, а также начался и новый обнинский период. Некоторое время он ещё писал автобиографические вещи, но вскоре перешёл на совершенно иное: начал писать о Центральной России, её севере и юге. В 1979 г. вышла книга «И север, и юг». Критика встретила положительно и последующие произведения: «Стланик, туман», «Четвёртая скорость», «Венец природы», «Время долгой зимы» и др. О нём писали в «Дружбе народов», «Знамени» и многих других столичных журналах. В конце 80-х годов он переехал из Обнинска на постоянное жительство в Москву – поближе к издательствам и редакциям. В настоящее время произведения Анатолия Сергеевича появляются на страницах столичной периодики.

 

Сотрудничество и взаимопомощь — штука замечательная, но весьма редкая в писательских кругах. Творцы, как правило, — одиночки. В 1967 г. в единственной тогда городской библиотеке (по ул. Курчатова, 3) проходила читательская конференция по книге Бориса Бондаренко(фото слева) «Ищите солнце в глухую полночь» с участием автора. Она сразу завоевала читателей, и они (В. Пятенко, В. Кашафутдинова, В. Луценко, С.Куркин и другие) охотно выступали перед собравшейся аудиторией. Борису Егоровичу было всего 27 лет. С 1959 по 1964 год он учился в МГУ им.Ломоносова на физическом факультете (с двумя перерывами из-за болезни), потом некоторое время жил и работал в Уфе, которую вскоре сменил на Обнинск. Здесь он был принят на работу в вычисли- тельный центр Института медицинской радиологии. Параллельно шла и творческая работа. В 1973 г. у него вышла книга «Потерянное мной», в 1975 – «Цейтнот», в 1976 – роман «Пирамида». Последний посвящён советским физикам и рассказывает о формировании личности крупного учёного, о рождении новой научной теории. Писатель прослеживает путь в науку студента-физика Дмитрия Кайданова. Он показывает жизнь одного из современных научных коллективов, борьбу с рутинёрами, узнаваемую многими картину и почти живых, т.е. реальных героев. «Литературная газета», «Дружба народов», «Литературное обозрение», «Сибирские огни» и другие издания ярко откликались на произведения писателя из Обнинска, охотно его публиковали. В 1980 году вышла новая книга повестей «Залив терпения». А вскоре Борис Егорович перебрался окончательно в Москву. Но любящие его творчество читатели не переставали следить за новинками. Однако длилось это недолго, жизнь его оборвалась из-за тяжелой болезни.

 

Каждый, прежде чем стать писателем, прошёл интересную школу жизни. Без этого невозможно себе представить, о чём бы можно было исповедоваться на чистом листе бумаги. Илья Бариевич Кашафутдинов  родился в 1936 году в Казани. Детство провёл в Куйбышеве — на берегах великой Волги. Она научила его мечтать. Он много и самозабвенно рисовал корабли. В 1956 году попал в учебный отряд подводного плавания в Ленинграде, а после окончания был зачислен в экипаж одной из подлодок Черноморского флота. Тогда же он начал писать первые свои рассказы. Позже, уже на Севере, его потянуло к журналистике, и после демобилизации его пригласили на работу в газету «На страже Заполярья». Там он занимался в литобъединении вместе с Н.Рубцовым, С. Панкратовым, В. Сафоновым… В 1961 году он обосновался в Рязани, где устроился работать по приглашению друзей спецкором в молодёжной газете. Писал, фотографировал, успешно рисовал. Его волновала литература, одолевали будущие сюжеты. И в 1963 году он поступил в Литературный институт им.Горького, чтобы учиться заочно, не бросая работы. В 1965 году дебютировал в журнале «Дружба народов» с повестью «Тоскую по океану». Потом она вышла в столице отдельной книгой, а вскоре и переиздана Приокским издательством, но уже под названием «Гавань надежды». В 1969 году появилась книга «Год неспокойного солнца», после чего он сразу был принят в Союз писателей СССР. Кончалась пора ученичества, и статус профессионала обязывал… Одновременно начинался новый, обнинский, период. Книги «Последний снег», «Верни мне сына» — результат поисков иного, нового подхода к жизни, попытки более углублённого освоения действительности. Повесть «Высокая кровь», опубликованная в 1974 году, получила первую ежегодную премию журнала «Дружба народов», потом выходила на польском и эстонском языках, была экранизирована. Сюжет её не слишком закручен: породистого скакового рысака Фаворита перевозят из института физиологии племенных животных на конезавод. Но в литературе важнее всего не о чём, а КАК написано! Умение передавать состояние скакуна, матерого волка, льва помогло писателю создать ещё несколько прекрасных книг. Последние десять лет И. Кашафутдинов продолжал трудиться, переехав в Подмосковье, в Павловскую Слободу. Умер там же в 2006-ом году.

 

18 сентября 1960 года газета «Вперёд» сообщила, что при редакции создано литературное объединение, которым руководит студент Литературного института им. Горького Валентин Ермаков . Он учился в творческом семинаре поэта Льва Ошанина. Прекрасно разбираясь в стихах, он сплотил вокруг себя творческую молодёжь, желающую иметь профессиональную оценку своего пера: Галину Ушакову (ставшую впоследствии редактором журнала для детей «Петрушка», публикующую свои прозаические произведения в таком солидном журнале, как «Сибирские огни» – но это уже в конце XX и начале XXI века), Джемму Тупикову (писавшую великолепные стихи, которые потом вытеснила журналистика), Я. Шумляковскую (с оригинальными стихами, позволившими ей поступить в Литературный институт. Позднее она уехала в Щёлково), молодых учёных Ю. Чикина, Джона Лебедева, В. Любченко – из породы «физиков и лириков» (их имена были на слуху у любителей поэзии в нашем городе, гремели они и из-за политической несовместимости с властями. В XXI веке у Д. Лебедева вышло две книги стихов, появились публикации в периодике), Н. Исаева, писавшего большей частью для детей, и весьма талантливо (позднее он закончил Литературный институт) и многих других. Родился В.Ермаков в 1933 году в с. Ильинском Малоярославецкого района, и самым дорогим на земле местом стал для него Малоярославец, с которым связаны детство, юность, первая любовь и первые стихи. Суровы и драматичны его воспоминания о военном детстве. Приютивший погорельцев старый дом («В этом доме вслух не голосили – в поле убегали причитать»), городская улица, «в годину грозную» превратившаяся в картофельный проспект («Так всегда: словно дети к матери, горожане в беде — к земле») — из этих черт складывается облик военного времени… После семилетки закончил железнодорожное училище, работал слесарем, затем учился в техникуме. Никому обузой не был. И взахлёб читал стихи о любви. Потому что никогда не был «чукчей» из анекдота, который не читатель, а писатель! У самого В. Ермакова в 1966 г. вышел первый сборник стихов «Черёмуха», принёсший ему читательское признание и гору восторженных писем. В литературу пришёл поэт есенинского направления, который в тот же год был принят в Союз писателей СССР. После института он девять лет работал в Москве редактором поэзии в издательствах «Советская Россия» и «Современник» и обрёл друзей среди поэтов по всей стране. Ему довелось готовить к изданию посмертный сборник Николая Рубцова «Зелёные цветы». Позднее он открывал этого поэта наряду с классиками Апухтиным и И. Буниным своим питомцам в литобъединении.

 

В конце 70-х оно пополнилось новыми членами, сюда пришли В.Телешова, Е. Норка (Солодникова), Э. Частикова, Н. Колосов, В. Коваленко, Е. Казаков, С. Тихонов, В. Кулебякин, В. Бойко, Ю. Коробкин, О. Галактионова, Б. Говырин, А. Полежаев, В. Чижевская, Э. Карпухин, Л. Корчагина… Особенно хочется отметить Лидию Серафимовну Корчагину. Многие помнят её улыбчивый голос, который ежедневно звучал по местному радио, где она работала диктором. Её стихи для детей, наверное, знают наизусть школьники 70—80-х годов. Она собирала огромные аудитории ребят, очень любила выступать перед ними. В 1986 году у неё вышла книга «Веснушки» с рисунками В. Бочарова. В литературу Лидию Серафимовну напутствовала сама Агния Барто! В начале 90-х годов Л.Корчагина переехала из Обнинска в Ленинград, но, к сожалению, пожила недолго, сраженная тяжелым онкологическим заболеванием. Стихи её продолжают свою самостоятельную жизнь. В год 100-летия со дня рождения поэта Николая Гумилёва литературное объединение получило название «Шестое чувство» (по стихотворению поэта) — с лёгкой руки Галины Ушаковой. В этот период в него уже влились Борис Орлов (известный ныне поэт Кронштадта), Игорь Кулебякин (будущий редактор журнала «Русич» и газеты «Московские ворота»), Дмитрий Жиров (автор четырех поэтических книг, добровольно ушедший из жизни в июле 2003 г.), Оксана Рачкулик (вступившая в Союз писателей РФ в конце XX века, будучи автором одного сборника стихов «Полнолуние»), Владимир Кустов, Тамара Никонова (трагически погибшая от руки маньяка, успевшая только опубликовать кое-что в периодике), Пётр Тишин (ушедший в экстрасенсорику), В. Пиров (писавший восточные газели и др., но погибший в автокатастрофе) и прочие. Жаль, недолог век поэтов, И тревожные поэтому Бог диктует им стихи… Грустно перечислять всех ушедших, с которыми было не просто живое общение, но и симпатия, понимание, дружба. В 80-х годах похоронили Владимира Кулебякина, чья нелепая смерть отразилась даже в его последней застывшей улыбке. Может быть, он перешёл какую-то запретную грань своим ироническим творчеством? В нём была вся его суть, всё его обаяние… Тем и помнится. Евгений Кесаревич Казаков, проживший всего полвека, вместе с уходящим столетием покинул этот мир. Был он энциклопедически образован, любознателен, неравнодушен к интересным людям, и к себе – весьма требователен. Ничего не захотел опубликовать при жизни из своих стихов и шутливой прозы. Но многие помнят и то, и другое как нечто своеобразное, изящное. Он стоически держался до конца, превозмогая тяжелую онкологическую болезнь и цитируя Омара Хайяма. Сохранились его фотографии (он часто попадал в объектив, посещая все городские мероприятия), на которых его красивое, как у римского полководца, лицо одухотворено мыслью и чувством. Физик по профессии, к концу жизни он переквалифицировался в педагоги. Но главный его дар и призвание — это литературная критика. Скольким пишущим он помог своим пронзительным взглядом и советом! Николай Петрович Колосов прожил жизнь относительно долгую, прошёл Отечественную войну, о которой писал потом самые удачные стихи. Из рода Бальмонтов, он оставил любопытные очерки и воспоминания о жизни своих близких. К концу жизни ослеп. Умер в 2002 году. Публикации имеются в периодической печати. Посмертно стараниями вдовы выпущено три сборника его стихов.

Многим в Обнинске очень ярко запомнилась Елена Солодникова (Норка) (фото справа). «Где она, куда исчезла?» — до сих пор спрашивают любители поэзии о ней. Елена появилась в Обнинске в конце 70-х годов, закончив Московский государственный институт культуры. Носила экзотическую фамилию мужа – Норка. Работала библиотекарем в читальном зале «стекляшки», где впервые ей довелось выступить перед читателями со своими хрупкими стихами. Она тогда делала первые шаги в поэзии, но стремительно и самобытно… Поэтому была услышана сразу. Её голос тревожил, завораживал, проникал до самых глубин. И сама она запоминалась своей пластичностью, трогательной смущённостью, женственностью. Что-то в ней было не от мира сего. Может быть, печать избранности, романтичности? Тогда об этом никто не задумывался. А между тем жить ей оставалось каких-то десять с небольшим лет. Что она могла успеть? К счастью, она не знала своего будущего, не хотела знать, испытывая почти суеверный страх. И отпущенный ей срок жила широко, откровенно и ярко, имела много друзей, приятелей, знакомых… Растила сына Алёшу, хотя сама ещё очень нуждалась в старших. В Боровске жили её родители, любимая бабушка, младшая сестра Оля, и она часто растворялась в их обществе. С 1980 года Лена стала москвичкой — менялась её личная жизнь. Она вернулась к своей девичьей фамилии — Солодникова, которой подписывала новые стихи. Ей оставалось семь лет. Как будто подгоняя себя куда-то, она ускоряла ритм жизни. Книга стихов уже была почти готова («Предчувствие», вышедшая в 1999 г. на 90 страницах). Она пробовала себя в прозе, стучалась в журналы… «Сельская молодёжь», «Молодая гвардия», «Библиотекарь» кое-что опубликовали. Затем наступил период молчания. «Мои стихи ушли, а так легко слагались…» — грустно констатировала Елена. Творческая душа искала выхода. Она взахлёб читала стихи других поэтов, посещала все вечера в ЦДЛ… Потом стала лепить из пластилина загадочных принцев и принцесс, нежных барышень, весёлых франтов, таинственных незнакомцев, словно ей внезапно открылся какой-то иной мир. В нём особо выделялся суровый монах со свечой, застывший в позе ожидания… А время сочилось, как песок. На исходе 1987 года она из страха под наркозом удаляла зуб. Её второй муж, Лев Щеглов (поэт, чьи стихи она особенно любила и знала наизусть), ждал за дверью. И вдруг услышал душераздирающий крик. Как мы знаем, криком человек извещает мир о своём появлении. Здесь всё случилось наоборот. Лена ушла из жизни в тридцать четыре года. Посмертно её произведения опубликованы в столичном «Дне поэзии», в книгах «Боровск поэтический» и «Признание в любви», в журнале «Русич» и многочисленных газетах в Калуге, Обнинске, Боровске… Кроме того, они продолжают выходить в коллективных сборниках, антологиях, альманахах — смерть над ними не властна.

 

Все, кого мы сейчас вспоминаем, ушедшие в мир иной, являлись не только учениками Валентина Михайловича Ермакова, они считали его своим Учителем в поэзии. В момент рождения этих строк (15 октября 2003 г.) он отмечает юбилей – 70-летие со дня рождения и 40-летие Калужской областной писательской организации, ответственным секретарём которой он успешно работал в 90-х годах. К этим датам он пришёл с одиннадцатью книгами. Первую читатель уже знает, а следующие назовём: «На Ивановском лугу», «Большое небо», «Свидетельница», «Цветы на меже», «Мои любимцы», «Так задевало душу», «Опять повеяло весною», «Радуга любви», «Преодоление», «Долгая долина любви». Названия составляют некую канву жизни, они ведь не даются поэтом случайно. Валентин Михайлович — самый, пожалуй, известный поэт в нашем городе, не в обиду другим будь сказано. Он и Почётный гражданин г.Малоярославца! А песни на его стихи звучат в разных уголках огромной России, некоторые принимаются даже за на- родные («Твой след вишневым цветом запорошен…»). 

Только вот литературное объединение «Шестое чувство» перестало существовать. Его название плавно перешло в газетную рубрику, под ней публиковались питомцы совсем другой студии, которую в течение тринадцати лет вела при газете «Обнинск» Вера Чижевская (фото слева). Она родилась в Белоруссии на станции Крулевщизна Минской области. Совсем ещё во младенчестве лишилась матери. Однако не только благодаря родственникам, окружению, но и самой себе, не сгинула, не пропала, а достигла того, к чему стремилась. Музыка, поэзия, философия – вот поддерживающие её три кита. К настоящему времени она является автором поэтических сборников «Чеканка» (1990), «Маков цвет» (1996), «Плюс ко всему» (1996), «Возвращение каравана» — автобиографическая проза (1997), «Пятое время года» (2000), «Кольцо горизонта» (2001), «По дороге к «Саду камней» (2002), «Зеркальная реприза» (2006), «Коллаж» (2006), «Отличительный знак» (2009). В 1997 году Веру Августиновну приняли в Союз писателей России. За тридцать лет до этого она приехала жить в Обнинск, который нашла абсолютно подходящим для себя. Здесь у неё семья, дети, внуки – основательно пущены корни. Стихи часто зовут её в яркие энергетические места, то в Одессу, то в Тарусу… — и ей остаётся только записать их на бумагу. Любимая форма — верлибр (свободные стихи, обходящиеся без рифмы и прочей заданности). Они являются и наиболее «проходными» в печать, может быть, потому, что к ним прибегает меньшее количество стихотворцев, и они оказываются свежее для восприятия. Фестивали русского верлибра, на которых В.Чижевская старается бывать ежегодно, обогащают её жизнь новыми открытиями и именами. В результате в общей обойме верлибристов можно встретить и её произведения. Из солидных публикаций этого плана следует назвать «Антологию русского верлибра» (1990). За десятилетия жизни в Обнинске Вера Августиновна работала в разных местах: В НИФХИ им. Карпова, во ВНИИГМИ. Обожала общественную работу и заведовала Клубом книголюбов. Как секретарю-машинистке в городе, пожалуй, нет ей равных. Перед уходом на пенсию именно на этой должности она работала в самой главной нашей газете «Обнинск». В далёком 1979 году именно здесь (газета тогда называлась «Вперёд») появилась и её первая поэтическая публикация. А спустя годы именно она решала, кого предъявить читателю газеты. Назовём их имена: Е. Пирогова, Н. Колупаев, Е. бЧёрный, А. Богун, Л. Машелова, Е. Март… Есть и такие, которые являются студийцами много лет: М. Исаакян, Т. Соколова, Н. Прохожий, Д. Лебедев, Н. Никулина… Некоторые имеют свои персональные книги. Л. Машелова — автор двух сборников, она тяготеет к любовной лирике и сонетам. 

 

В своё время через литобъединение «Шестое чувство», а затем через одноименную студию прошла Оксана Рачкулик, 1966 года рождения, еще будучи студенткой ленинградского вуза. Через газету горожане познакомились с её стихами, затем, в 1996 году, появился и первый сборник — «Полнолуние», претендующий на полное собрание сочинений Оксаны. Действительно, в нём было всё написанное поэтессой к тому времени. Позднее именно с ним она и вступила в Союз писателей России. Внимательный читатель обратил свой взгляд на главный рефрен сборника: «Не учите жить бродяг…» Оксана — заядлая туристка, завсегдатай Грушинских фестивалей. Песни у костра под гитару – её стихия. Она и сама не прочь что-нибудь исполнить. И основной круг её друзей — оттуда. Взявшись за руки, они так и идут по жизни. Вместе они занимались археологическими раскопками в Москве, вместе они выступают на вечерах, вместе путешествуют по свету… Оседло она живёт в столице, работает океанологом. Но Обнинск как малая родина не остаётся забытым, здесь живут её родители и дочка. Так что мимо не проедешь! С 2006–ого года она является организатором и ведущей клуба авторской песни «Оазис» в нашем родном Обнинске. На её стихи «Расскажи, как ты меня не любишь» обнинский самодеятельный композитор Евгений Деньгин написал трогательную песню. Вообще последний многих поэтов сделал песенниками. В 1988 году он организовал творческую мастерскую «ЭТО», которая готовила и проводила в Органном зале ДК ФЭИ музыкально- поэтические вечера. В неё входили, кроме Евгения Деньгина, Юрий Коробкин, Владимир Бойко, Вера Чижевская, Эльвира Частикова, Александр Полежаев, Борис Говырин, Евгений Казаков, Виктор Шашков… Первый же вечер очаровал публику. Особенно понравилась песня «Эвелина» на слова Владимира Бойко. Владимир — переводчик, журналист и обладатель ещё нескольких профессий, очень обаятельный, образованный, талантливый. В 1989 году у него вышла книга поэзии «Слово». Читатель сразу отозвался на «Реквием иноходцу», посвящённый В. Высоцкому. Владимир неоднократно читал его со сцены. Позднее В. Бойко сманила Москва. Прожив и проработав там более пятнадцати лет, он всё же вернулся в 2009-ом в Обнинск и устроился на журналистскую должность в нашу газету «Час пик». Ещё одни яркий участник «ЭТО», Юрий Коробкин, известен любителям поэзии под псевдонимами Эппи и Артов. Его книги «Дисперсия» (1990), «Пролётный вариант» (1992), «Повесть временных зим» (1997) находят своего читателя в Интернете. Экспериментатор в области формы, метафорист и противник классических выходов к читающей аудитории, он безусловно интересен, потому что талантлив и ни на кого не похож. Евгений Георгиевич Деньгин, прежде чем познакомиться с творчеством местных авторов, работал с классикой и к 80-м годам создал целый цикл песен на стихи Марины Цветаевой. С ним он выступал более чем успешно в разных залах нашего города. Ему помогал певец Владимир Белоусов, блестящий исполнитель. Так что те поэты, чьи стихи привлекли внимание этого композитора вслед за Цветаевой, понимали, в какой ряд их ставят. Е.Деньгин помимо музыкального образования имеет и высшее режиссёрское (после окончания Московского государственного института культуры), что подталкивало его к постановке целых поэтических спектаклей. Но именно это всех и развело в конце концов. Поэты сопротивлялись попытке доносить свои стихи до публики в качестве кого-то, а не самих себя. Тем не менее они успели побывать теми, кем им было предложено режиссёром (например, манекенами). Желание поэтов оставаться поэтами мешало проводить репетиции, что-то придумывать, фантазировать в сценическом плане. Казалось странным, что публика относилась с интересом ко всем экспериментам, зал никогда не пустовал. Но всем хотелось работать, а не дебатировать. Надо сказать, что основной «продукт» выдавался каждым по отдельности довольно плодотворно. Поэтому песни, оставшиеся от того бурного времени, продолжают свою самостоятельную жизнь, словно и не нуждаясь ни в каких дополнительных средствах, чтобы быть услышанными. Востребованность давала вдохновение, и на этой волне музыка едва успевала за текстами, но их счастливое содружество греет душу не только авторам, но и теперешним слушателям. Значит, «ЭТО» существовало не зря…

У Евгения Деньгина есть песни и на собственные стихи, но он не считает себя поэтом, лишь автором текстов для музыки. Более десятка песен написал Деньгин на стихиЭльвиры Частиковой (фото справа). Причём, «Цвет любимый — зелёный» как бы «тянул» на визитную карточку поэтессы. Евгению Георгиевичу подпевал зал, стараясь вместе с ним передать нечто, свойственное не только стихам этого автора, но и самой Эльвире. К тому времени в Обнинске она уже была узнаваема. Впервые она появилась здесь в 1967 году, будучи студенткой Московского государственного института культуры, и более всего интересовалась библиотеками. Факультет-то был библиотечный! Муж работал в Обнинске, и ей тоже предстояло тут осесть, что, собственно, и произошло. Обнинск очень легко полюбить — навсегда. Он не велик и не мал, а совершенно соразмерен человеку, который не чужд цивилизации, но несколько сторонится шума и суеты. Возможно, это идеальное место для творчества, общения нестандартных людей, слияния с природой. Близость Москвы добавляет ещё много плюсов к имеющемуся. Эльвира Частикова оценила и обнинскую тишину с интеллигентностью, и доступность столичных журналов, в которых с 1979 года начала публиковаться. Работая заведующей читальным залом центральной библиотеки, она не только была всегда при книгах, но и имела возможность приглашать на встречу с читателями любимых авторов: Ю. Мориц, Б. Окуджаву, А. Боброва, П.Вегина, А. Дементьева, Л. Завальнюка, Ю. Кузнецова, Н.Тряпкина, Л.Григорьеву и т.д. Какой вкус она пыталась сформировать у посетителей библиотеки, на такой отклик и могла рассчитывать, представая перед той же аудиторией со своими стихами. В 1989 году в Москве у неё вышла первая книга «Два горизонта», в 1991 за ней последовала вторая — «Дыхание». После этого Эльвира обратилась к самым маленьким и написала для них книжку «Почему улыбаются гномы?» Рисунки В.Черникова очень хорошо совпали со стихами и понравились детям. С этими книгами она вступила в Союз писателей России в 1992 году, куда её рекомендовали Михаил Дудин, Николай Старшинов и Николай Тряпкин. Рифмованные стихи для Частиковой – органика, но она пишет и верлибры, и хайку, и палиндромы, которые публиковались в «Антологии русского верлибра», в журналах «Тит», «Тритон», «Среда» и др. В 1995 году ровно сто новых стихотворений сложились в книгу «Пока душа и тело неразлучны», которая ей кажется наиболее удачной. А уже в следующем году вышел другой её сборник «С натуры», за который она получила литературную премию им. М.Цветаевой, став самым первым лауреатом (премия ежегодная, начиная с 1998 г.). Любовь к А.С.Пушкину подвигла её к рисованию, и она отважилась малыми средствами изобразить и самого поэта, и его избранницу. Так родилась книга «Александр и Наталья» с графикой и стихами Э.Частиковой за год до 200-летия Пушкина (1998г.). Ну, а в юбилейном, 1999 году, совместно с поэтом Валерием Прокошиным они написали и издали в форме поэтического диалога книгу-роман «Новая сказка о рыбаке и рыбке», вышедшую затем и вторым, видоизменённым и дополненным изданием по заказу немецкого синдиката «Bücher Jahrhudert» в 2000 году. Выдержав два издания, книга оказалась не только мгновенно разошедшейся, но и популярной. О ней много писали в городе, области, и за пределами, презентацию снимали и показывали по цен- тральному телевидению (канал «Культура»). Встречи с поэтами проходили в Доме учёных, в центральной библиотеке, в «Эврике» и других залах Обнинска. Их приглашали в студенческие аудитории Москвы, Калуги, Балабанова. Постепенно разговоры дополнялись песнями на их стихи, которые написали обнинские композиторы Юлия Казанцева, Владимир Таранов. Несмотря на то, что совместный труд (в отличие от прозаиков Стругацких, Вайнеров и др. в поэзии нет таких аналогов) вызвал повышенный интерес, каждый из поэтов продолжал свой собственный путь. В 2000 году у Эльвиры Николаевны вышло ещё две книги в Калужском издательстве «Золотая аллея»: иллюстрированные сказки (проза) для детей «Тайна старинного зеркала» и сборник стихов для взрослых «В осенних зеркалах», чтобы её творчество могло сопровождать людей на протяжении всей жизни. Это обязывало всё время быть в поиске нового, оригинального, особенного. В 2002 году в содружестве с московским художником Владимиром Овчинниковым они сделали цветную иллюстрированную книгу «На два голоса». Глянцевая книжка имела целью не только увлечь в мир искусства, быть нарядной, подарочной, но и соединить два почерка — художника и поэта – так, чтобы слово и изображение, предельно совпадая, давали читателю нечто новое. К счастью, желаемое совпало с действительным. Рифмованные стихи и классические картины не составляют особого труда в смысле доходчивости. А вот книга «Триада», появившаяся вслед, в 2003 году, созданная тем же содружеством, представляла нечто нетрадиционное для России, хотя и имела подзаголовок «хайку по-русски». Дизайнер В. Черников, работавший и над предыдущей книгой, постарался тут взглянуть вместе с авторами как бы по-японски на Россию, не скрывая своего восхищения, погружаясь в созерцательность до медитации. От формата (квадрат) и до последнего штриха она выдержана в заданном стиле, имеет много воздуха и простора для мысли. Следует сказать, что Эльвира Частикова, осваивая разные направления в творчестве, невольно осваивала и территориальные. Её увлекло соседство старинного города Боровска, где уже упомянутый художник В.Овчинников расписывал глухие стены домов картинами из прошлой жизни. Получался некий город в городе, как русская матрёшка. Это подвигло Эльвиру на реминисценции, и картины обрели стихотворное сопровождение. Легко догадаться, что завершением этих сюжетов явилась совместная книга «Боровское направление» – тоже красочная, с городскими росписями… Дата выхода — 2003-й, плодотворный год. В 2005 г. появился альбом-каталог «Параллельный город», представленный на выставке в Центральном Доме Художника на Крымском валу в Москве. Книги для Частиковой — смысл жизни. Поэтому она, начиная с 1996 года, исходя из читательских потребностей Обнинска, приступила к изданию коллективных сборников местных авторов. Школьникам нужны стихи о нашем городе? Пожалуйста! Двенадцать поэтов постарались выразить себя в этом направлении и получилась книга «Признание в любви» (благодаря финансовой поддержке местной администрации и активной заботе заведующей отделом культуры Л.А.Пермяковой). В 1997 году вышла большая разноцветная книга для детей (от младшего до старшего возраста), включающая в себя стихи, сказки, рассказы — «Удивляндия». Шесть обнинских авторов захотели, чтобы их произведения проиллюстрировали сами дети. Эту работу организовал директор детской художественной школы Борис Трифонович Шаванов, к сожалению, ныне покойный. И хотя остались его замечательные полотна, книга «Удивляндия» явилась ещё одним памятником этому прекрасному человеку. С юными художниками по иллюстрированию издания работали педагоги Ю. Астальцов, С. Копылов, А. Голицина, Н. Китаева, Н. Мишина. Таким образом, число истинных авторов этой книги превышает полсотни! Издательскими делами в Обнинске ведал директор «Принтера» А.А. Касаткин, и Частиковой с ним работалось легко. В 1999 году был выпущен в свет юбилейный альманах «Под знаком Пушкина», объединивший под своей обложкой более тридцати местных авторов, а также нескольких гостей. Издание получилось многожанровое, разностороннее, иллюстрированное. Печально, что в июне 2000 года умер А.Касаткин. В память ему через два года удалось издать литературно-краеведческий альманах «А прошлое кажется сном…» (издательские дела перешли к его вдове Розе Викторовне), в котором дюжина обнинских литераторов рассказывает о себе, как на исповеди. Книга богата фактографией и фотографиями из личных архивов. Жаль, один из авторов — С.Тихонов — не дожил…

 

Сталь Викторович Тихоновродился в 1929 году. За отпущенные ему семьдесят три года он успел реализоваться: учился (окончил Тихоокеанское ВВМ училище), служил на подводных лодках… В 1964 году, капитаном 3 ранга, уволился. Связал свою жизнь с Обнинском, работал тут наладчиком, испытателем, исследователем. Литературным трудом занимался с молодости. О его публикациях положительно отзывались многие маринисты, в том числе Александр Крон. Писал он правдивые рассказы и очерки, учась у наших писателей А.Ткаченко и И. Кашафутдинова. Очень книжным был человеком, читал взахлёб, но разборчиво, отличая настоящее от подделок. В 2001 году вышла книга о Великой Отечественной войне «Пядь земли», для которой он как член редколлегии собирал и отбирал материал. В ней опубликованы и его рассказы. Печатался он не очень много, но в коллективных сборниках и периодической печати оставил свой след. Кстати, редактором обнинской книги «Пядь земли» является Евгений Васильевич Еремеев, известный у нас журналист, ныне редактор газеты «Вы и мы» (был редактором самых главных городских газет в разные годы). Он тоже принимал живое участие в литературной жизни Обнинска. Начинал, как многие молодые люди, со стихов, потом писал сказки и философские притчи. Имеет книжку прозы. Занимает достойное место в книге «Удивляндия», адресуя свои произведения старшеклассникам. Удивительно, как ему журналистика позволяет оставаться романтиком! Впрочем, другой литератор журналистские расследования умеет подать под романтическим флёром. 

Геннадий Александрович Смолин (фото слева) поселился в Обнинске, уже поработав после окончания Ленинградского политехнического института инженером-физиком в Красноярске, в тамошнем Академгородке. Сам он из Шацка Рязанской области, родился там в 1945 году. Литература уживалась в его душе рядом с наукой, это ведь было такое специальное время. В 90-х годах обрёл статус профессионального литератора, вступив в Союз писателей России. Его рассказы публиковались в столице в «Литературной России». В 1985 г. в Москве вышел сборник «И день прошёл». В 1989 г. вышла книга «Смех и слёзы Федьки Фыкина». Геннадий Александрович является постоянным автором таких изданий, как «Юность», «Молодая гвардия», «Смена», «Чудеса и приключения», «Свет» и т.д. Он сотрудничает с ЦТ и региональным телевидением, пишет сценарии, ведёт передачи. Его журналистские расследования читаются, как детективы, какой бы области они ни касались. Хочется особенно отметить произведение «Моцарт… так был ли он убит?», посвященное одной из самых таинственных загадок мировой истории. Г. Смолин обожает иностранные языки (немецкий, французский, английский) и мечтает исколесить весь мир. Начало этому уже положено. Его интересуют места древних цивилизаций, а также родина Гёте, Наполеона, Шекспира… Он, обладающий редким даром всё явное сделать тайным, внимательно изучает окружающий его мир и даже приглядывается к Марсу.

 

В отличие от него поэт Валерий Прокошин (фото справа) подробно описывает своё «тайное счастье», склеивает разрозненные в памяти частицы хрупкого детства, скользит между ангелами и «дьявольским оком» — так, что вздрагивает сердце. С 1982 года этот 22-летний литератор стал регулярно приезжать из Ермолино в наше литобъединение «Шестое чувство». Вместе с ним приезжал и его талантливый друг Николай Милов (ныне живёт в Боровске, автор поэтической книги «Берег тайного причастия» — 1994), который писал и исполнял замечательные песни на стихи В. Прокошина. Через два года они были приглашены на семинар молодых писателей в Калугу, где были сразу замечены. Кроме стихов Валерий писал ещё и рассказы, и они постоянно публиковались в областных и городских газетах. В 1990 году в московском издательстве «Прометей» Прокошин издал за свой счёт книгу стихов «Поводырь души», а в 1992 году в Калуге вышла вторая – «Боровск. Провинция». На совещании молодых литераторов в 1998 году он был принят в Союз писателей России. Валерий Иванович всегда активно участвовал в литературной жизни Обнинска. Он был членом редколлегии журналов «Русич», затем «Петрушка». С конца XX века участвовал во всех литературных коллективных сборниках нашего города. Как сообщалось ранее, совместно с Э.Частиковой у них вышло два издания поэтической книги «Новая сказка о рыбаке и рыбке». В 2006-ом в Санкт-Петербурге у Валерия вышла главная его поэтическая книга «Между Пушкиным и Бродским». Валерий Прокошин и Евгений Козинаки — одно лицо, хотя первый пишет для взрослых, а второй — для детей. У каждого вышло по три книги. Назовём книги Евгения Козинаки: «Про секреты», «Во всём виновата Жучка» и «Озорная азбука». За последнюю Козинаки-Прокошин стал лауреатом областной литературной премии им. В. Берестова. В год столетия со дня рождения М.Цветаевой он занял первое место в Калужской области в поэтическом конкурсе памяти поэта. В 1987 году из Ермолино Валерий Иванович с семьёй переехал жить в Обнинск. Работал в ЖКО, на предприятии НПО «Технология». Кроме этого, сотрудничал в качестве журналиста со многими городскими и областными газетами, работал редактором на кабельном телевидении в Боровском районе. Стихи и проза Прокошина продолжают публиковаться в периодике: в «Литературной газете», в журнале «Крещатик», в альманахах «Илья» и «Тритон», в антологии «Приют неизвестных поэтов» и др. Можно ли после этого называть его неизвестным? В 2008-ом году, к 650-летию Боровска, у него вышла поэтическая книга-перевёртыш «Прогулки по Боровску» снова совместно с Эльвирой Частиковой (её часть называлась «Однажды в Боровске»). Ему же принадлежала идея книги-альбома «Короткое путешествие дилетантов», которая вышла и представила пятерых известных обнинчан с никому неизвестной стороны, то есть как художников, флористов, дизайнеров, костюмеров и народных умельцев. В феврале 2009-ого года Валерий Иванович умер от тяжелого онкологического заболевания. Посмертно появились публикации его стихотворений в «Новом мире», «Литературной газете». В Москве подготовлена к выходу книга «Ворованный воздух», а в Обнинске – две: «Не кружилась листва» и «Искушение».

 

Более двадцати пяти лет живёт в Обнинске Эдуард Васильевич Карпухин. Он родился в 1937 году в Таджикистане. Учился в Душанбе в университете на отделении русской филологии. В 1963 г. там у него вышла книжка стихов «Дерево». В 1971 г. поступил на Высшие сценарные курсы в Москве. В 1973 г., когда после учёбы вернулся в Душанбе, на «Таджик- фильме» был принят к постановке его сценарий. Сценарное мастерство всё более обращало Эдуарда Васильевича к художественной прозе. И хотя в 1993 году у него вышел сборник стихов «Белая дорога», он не повернул в свою сторону судьбы. В настоящее время на обнинском ТВ с режиссёром С. Варицким он заканчивает съёмки документального телефильма «Уход» (о Л.Толстом) — по их общему сценарию. Готов сценарий художественного фильма «Черёмухов холод». Есть в столе рассказы и повести. Ждущие своего издателя. А стихи? Иногда выдыхаются — то строчки, то образы… В обнинских коллективных сборниках они занимают своё место, равно как и проза, публикуются в периодике. Написанное сердцем когда-нибудь да востребуется! Э. Карпухин стыдится суеты. Когда-то Б.Окуджава сказал ему: «никогда не думай, что сможешь… осчастливить человечество». Эдуард Карпухин научился зарабатывать на хлеб журналистикой, фотографией… Да мало ли их, ремёсел! Сложнее всего в обнинской литературе дело обстоит с юмором. Однако, одного автора всё же можно назвать — это Владимир Фёдорович Русин. В 1983 году у него вышла книга «Сотвори себе кумира», в которую вошли рассказы, юморески, миниатюры. Небольшие по объёму, лаконичные по содержанию, они вобрали в себя спектр красок от сатиры, гротеска, экспрессии до лирики, романтики, раздумий. Весёлые, грустные, ироничные, они удивительно современны – необычным подходом и поворотом темы, особенностью авторского взгляда на общеизвестное. В настоящее время он серьёзно болен и проживает далеко от Обнинска. Но книга, о которой речь выше, создавалась у нас, да и читателями её на протяжении десятилетия были обнинцы. Ещё один талантливый писатель появился у нас в 1992 году. Александр Андреевич Ушаков родился в 1946 году. Жил в Одессе, преподавал философию в Высшем инженерно-морском училище (ныне Военно-морская академия), писал книги. Правда, они были несовместимы с существующим режимом. С 1976 по 1982 годы он написал и «Перед лицом тоталитарности», и «Большой треугольник», и «Битва материков», и «XX век: распад марксизма и новые перспективы». Можно себе представить, что ему грозило… Но в 1984 году, когда узел затягивался, ему удалось сбежать от преследований КГБ: самостоятельно перейти границу, оказаться в Турции, затем Германии… и США. Вот об этом он и написал свою главную книгу «В прорези прицела КГБ» (1987). Это не просто увлекательное чтение — захватывающее, сродни детективу! Но больше, чем детектив, ибо подлинные события, лирические и любовные страницы, откровенная авторская позиция делают это произведение фактом настоящей литературы. Следует сказать и о великолепном языке, и о глубоком психологизме, и об удачном композиционном решении. На английском языке этот бестселлер издавался практически во всех англоязычных странах. Одно из изданий есть и в библиотеке-филиале №1 (ул. Ленина, 84). Как только появилась возможность вернуться в Россию, Ушаков покинул Америку. У нас он устроился работать заместителем генерального директора фирмы «Русь», затем организовал фонд «Византия». Но вскоре это оставил, о чём объявил публично (как протест на разрешение скупать российскую собственность иностранцами). Сейчас занимается бизнесом, пишет романы, стихи. 

Трудно говорить о литературных периодических изданиях, которые время от времени выходили на нашей территории. Ни одному из них не удалось долго продержаться из-за финансовой беспомощности. Да и как процветать на скромные или одноразовые подаяния?! Журнал «Русич» держался дольше других. Он заявил о себе в самом начале 90-х годов и выходил с перебоями десяток лет. Это дало возможность местным авторам заявить о себе, найти выход в другие регионы, проявившие интерес к журналу. Далее в него потянулись рукописи из разных российских городов, потом из ближнего и дальнего Зарубежья… Всем нашлось место под обложкой «Русича», какие-то экземпляры затем полетели в Англию, какие-то в Казахстан и Украину. Позднее редактор Игорь Кулебякин (фото слева) создал при журнале поэтическую библиотечку и выпустил несколько книжек стихов. Журнал ещё не объявил о своей смерти, но невелики надежды на его реанимацию, тем более — на стабильность. Но своё слово он успел сказать в своё время. Журнал для детей «Петрушка» (редактор Г. Ушакова) существует всего в двух номерах: №1 вышел в 1995 году, а №2 — в 1996. Встречен он был детворой радостно, оказался востребованным, несмотря на яркость и обилие всяческой детской литературы. Это просто объяснить тем, что выход нового журнала предусматривал и встречи авторов с детьми, то есть с теми, ради кого возник. Благодарная аудитория всегда ждала устных выпусков в детском доме, в школах, библиотеках, на летних площадках и т.п. На страницах журнала, помимо стихов и сказок, было много загадок, игр, кроссвордов… и иллюстраций! Среди книжной детской продукции он занял не чьё-то место, а своё. Но и вскоре его освободил, так оно до сих пор и не занято… 

 

Местная газета «Литера» (редактор Алексей Бугаенко) вышла в марте 2002 года, обещая быть ежемесячной. Она предложила обнинскому читателю стихи и короткую прозу, намереваясь и впредь знакомить с новыми авторами (прозаик Алексей Ко), а также с новыми произведениями уже известных в городе литераторов. Ещё на последней странице всех ждал обзор книжных новинок. Жаль, № 1 стал последним! В перечне местных авторов легко кого-то пропустить, не учесть. Иногда на городской эстраде выступает Аркадий Брязгин, который ближе к авторской песне, у него уже есть книга текстов. В 2000 году вышел поэтический сборник и у Николая Прохожего (это его псевдоним, а настоящая фамилия – Щедров) под названием «Стихи на закате». По профессии он инженер. Его стихи и проза публиковались в обнинских коллективных сборниках и в периодике. Сам себя он называет «неприбившимся к стае». Это значит, что его трудно называть членом «Шестого чувства», хотя он с ним и соприкасался.

Знаком он и с другим литобъединением нашего города, которое существует уже лет десять — «Эолова Арфа». Последним руководит Александр Карижский, фоторепортёр, чьи стихи время от времени появляются в местной печати. Он считает, что его подопечным следует сначала «набрать базу», то есть учиться. Поэтому в «Эоловой Арфе» по очереди готовятся доклады о творчестве Н. Асеева., В. Маяковского, Н. Заболоцкого…, что уже полезно. Состав объединения весьма неоднороден как по образованности, так и по письму. Например, Анатолий Строжков, который пишет стихи и прозу, публикует свои очерки в столичных журналах («Чудеса и приключения» и др.), имеет персональный поэтический сборник, печатается в местных изданиях. Известный в городе шахматист, физик, доктор философских наук, профессор ИАТЭ, Валерий Коваленко, в 2000 году выпустил книгу стихов «Первая встреча». Но, пожалуй, он более интересен своими литературно-философскими статьями, нашедшими место в журнале «Вопросы философии». Членами Союза профессиональных литераторов (которых сейчас образовалось много помимо двух основных – Союза писателей России и Союза Российских писателей, составлявших раньше Союз писателей СССР), являются В. Коваленко, Л. Емышева (пишет для детей), И. Кулебякин. Основной костяк «Эоловой Арфы» составляют, помимо названных, М. Фролов, Е. Ценева, Л. Мазурова, В. Ленская, Е. Гентош (её исполнение песен-стихов под гитару всегда украшает вечера литобъединения), Л. Серёгина. У последней, Людмилы, весьма лиричные и проникновенные стихи, глубокое чувство слова. Изредка «на огонёк» (собираются они в «Гроте») сюда заглядывает Юлия Казанцева, великолепно исполняющая свои песни под гитару, а также написанные ею на стихи других авторов. К настоящему времени вышло уже три сборника стихов «Эолова Арфа». В 2007-ом году при центральной библиотеке было создано ещё одно литературное объединение «Сонет», на руководство которым избрали Джона Лебедева. За первый, весьма плодотворный год, удалось создать основной костяк из 15-ти человек, а также выпустить первый совместный сборник стихов «Рябиновый аккорд». Несколько литературно-музыкальных вечеров порадовали горожан и заставили обратить внимание на новое содружество. Однако в 2008-ом Джон Лебедев скоропостижно скончался, оставив своё детище. Поскольку объединение было создано при читальном зале и под его кураторством, миссию ведущего, руководителя, выпало нести заведующей – Эльвире Николаевне Частиковой. Таким образом «Сонет» не распался. Постепенно он стал весьма нужным и востребованным не только нашим городом, но и соседними: Малоярославцем, Боровском, Белоусово… Газеты охотно публикуют актуальные поэтические подборки почти каждый месяц, различные содружества и организации приглашают членов «Сонета» выступить со своими программами перед широкими аудиториями, принять участие в фестивалях, конкурсах, праздниках. Но и в самой Обнинской центральной библиотеке, где собираются «сонетцы», постоянно их силами проводятся большие серьёзные вечера, которые собирают хорошую аудиторию слушателей. Конечно, есть в Обнинске и такие авторы, которые нигде не публикуются, а пишут в стол. Скажем, Валерий Телятников, инженер-физик ФЭИ, несколько лет уже сочиняет роман о любви, сделав литературными героями узнаваемых в Обнинске людей. До завершения еще далеко, и о чем-то судить преждевременно. Уважающий себя литератор всегда сначала накапливает. Значит, пока мы с ним в том качестве, о котором говорим, не можем быть знакомы. Но всякий пишущий неуклонно движется на фронт времени, к передовой. Однако только единицы совершают путешествие из времени в вечность. Например, за столетие накапливается всего несколько томиков истинно-поэтических строк, то же происходит и с художественной прозой. Зная это, на что же надеются сочинители? На чудо, только на чудо — на что же ещё?!