Писатели и судьбы: цветы памяти

Цицерон писал своему другу: «Ничто не будет мешать счастью читать, если при  библиотеке будет сад, если цветы и книги будут вместе». Живые мысли близки живым цветам, так уместным рядом с книгами, а зелень ещё и поглощает книжную пыль, поддерживая здоровую среду и экологию. Садом могут быть и воспоминания о тех, кто писал прекрасные книги.

Прошло 20 лет, как ушёл из жизни человек, присутствие которого мы ощущали даже на расстоянии. Нам и сегодня дорого всё, что связано с Виктором Петровичем Астафьевым. Каждый новый факт биографии, записи бесед с ним, неизвестные воспоминания дополняют в нашем сознании образ этого могучего русского таланта. Радостно, что на книжных полках появилась его биография в серии «ЖЗЛ», написанная Ростовцевым Ю.А. Он много лет был знаком с Астафьевым, часто общался с ним. И книга во многом написана по его личным впечатлениям, и, конечно, в неё вошли материалы, документы, которые разыскал автор – литератор, журналист, в недавнем прошлом главный редактор журнала «Студенческий меридиан». В журнале «Звезда» (2021, №11) опубликована  беседа журналиста Николая Кавина с биографом Астафьева Юрием Ростовцевым, которая представляет собой подробные и интересные воспоминания о нашем любимом писателе.

Мне хочется назвать ещё одну, достойную внимания, книгу из серии «ЖЗЛ», посвящённую Ивану Ефремову: у неё два автора – Ольга Ерёмина и Николай Смирнов. Но  как дополнение к ней я сейчас адресую читателя к журнальной публикации под эгидой Года науки «Наследие Ивана Ефремова и современность» Алексея Головко ( «Нева», 2021, ,№11). Речь здесь идёт о том, кто же такой И.Ефремов, которому узки рамки жанра научной фантастики. Учёный и писатель или пророк? Это очень подробное и  глубокое исследование старшего научного сотрудника института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН. А сам Иван Антонович Ефремов – учёный-палеонтолог, писатель, с необычным мужеством прошедший по лезвию бритвы между наукой и искусством всю свою сознательную жизнь и любивший эту глобальную метафору «ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ». В статье за 2007 год Дмитрий Быков делает вывод, что личность этого писателя много интереснее, чем его, не лишённая недостатков, проза. У нас прекрасная возможность через литературу как раз прикоснуться к невероятной личности, раздвигая прежние рамки понимания; обратит внимание на то, какое будущее виделось этому незаурядному уму.

Пророками чаще всего называют поэтов, поэтому и давайте обратимся к имени Виктора Сосноры, ленинградцу, авангардисту, недавно покинувшему нас. Откроем журнал «Знамя», 2021,№11 с публикацией Якова Гордина «До полной гибели всерьёз», названную автором ПОПЫТКОЙ ВОЗВРАЩЕНИЯ. Он дружил с Виктором Соснорой с 1959 по 1963 год, и это даёт ему право как историку, публицисту, известному писателю приблизиться почти вплотную к образу, то цитируя стихи, то рассматривая мифы поэта о себе, то анализируя его прочное и бессменное присутствие в поэзии России. Жанр данного исследование точнее назвать мемуаром, ибо он содержит много личного, уникального, фактографического, окрашенного дружеским чувством. Чего только стоят страницы дружбы Виктора Сосноры с Лилей Брик и Катаняном, распахнутые для нас автором! Поэтому и фигура Маяковского, главной «иконы» поэта, тут естественна. Впрочем, мемуары нельзя пересказывать, их интересно читать без посредников, чего я и желаю любителям толстых журналов.

Эльвира ЧАСТИКОВА, заслуженный работник культуры РФ