По сути — это документальная книга (документальный роман – так определил её жанр сам автор). Но не мемуары, хотя в ней использовано огромное количество воспоминаний, фрагментов писем и документальных свидетельств эпохи конца 30-х – начала 40-х годов ХХ века.
А в основе этой, с моей точки зрения, уникальной книги – дневниковые записи не кого-нибудь, а Георгия Эфрона – Мура – сына Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Его дневники – это сложное переплетение впечатлений о покинутой (и до конца жизни любимой Франции) и вновь обретённой России (с которой связано было так много надежд).
Перед нами предстаёт московская жизнь по сути «золотого» мальчика. Это в те-то годы?! Поэтому впечатление от книги неожиданное. Прежде всего потому, что произошло несовпадение информации, известной ранее, с той, которая представлена в книге. Информации о том, что и за границей (в Париже), и в Москве Марина Цветаева и её семья влачили полунищенское существование, перебиваясь чуть ли не с хлеба на квас. А вот по дневникам Мура получается, что всё было не так уж плохо. И одевался мальчик-подросток (14 лет) не в самых дешёвых магазинах Парижа (привёз с собой увесистый гардероб), были и театры, и хорошие книги, и музеи, и недешёвые рестораны, и бистро Парижа. Все эти привычки довольно избалованного подростка с лёгкостью перенеслись на московские улицы и проспекты. Мур совсем не желал расставаться с тем, к чему привык с детства: ни с модной и дорогой одеждой, ни с прогулками с «любимым Митькой» (Сеземаном) теперь уже по обновлённой к концу 30-х – началу 40-х годов Москве, ни с ресторанами, ни с редкими хорошими книгами, ни со своей страстью к дорогим самопишущим ручкам.
Да! У великой поэтессы был весьма необычный сын. Эрудит и интеллектуал, модник и эпикуреец, любитель вкусно поесть и недурно выпить; при этом книгочей, знаток хорошей литературы (в 15-то лет), тонкий наблюдатель и мальчик с незаурядными литературными способностями (судя по дневникам). Хотя (и это очень странно) гениальности своей собственной матери он так и не осознал. К ней и её великому творчеству у него был сугубо меркантильный, потребительский интерес.
Москва 1939-41 годов в записях Мура впечатляет…. Широкие проспекты и бульвары, парки и сады, весьма привлекательные для прогулок и отдыха места, где можно посидеть (опять же) с «единственным другом Митей» (тоже «парижский мальчик») и поговорить о хорошей литературе и политике (причём на французском языке, шокируя публику), живописи, джазе… и о женщинах… Причём в самом интимном смысле… А потом заглянуть на часок в хороший модный ресторан или кафе – выпить, закусить и съесть вкуснейшее московское мороженое.
И совсем никому не страшно… Хотя уже арестованы и отец Сергей Эфрон, и сестра Аля?.. Но всё это как-то…мимо, что ли…
Да, конечно, Мур «закоренелый эгоист», что отмечали очень многие знавшие его люди, но, тем не менее, он даёт вполне объективную оценку того мира, в котором ему теперь приходится жить. И ему 15 лет, когда сознание «парижского мальчика» ещё не замутнено пропагандой и «тяжкими» воспоминаниями. «Что вижу, то пишу…». А вижу, что не так уж всё плохо в предвоенной сталинской Москве. И улыбающиеся москвичи гуляют по бульварам и площадям, танцуют в парках на танцплощадках, сидят в дорогих ресторанах и слушают «запретный» джаз до утра. И среди «гонимой и запуганной творческой интеллигенции немало завсегдатаев «Националя» и «Метрополя», и даже дорогущего и наимоднейшего ресторана «Арагви». И культурная жизнь с театрами и музеями, выставками и концертами, библиотеками и кинотеатрами тоже бьёт ключом!
Вот ведь несостыковочка… с многочисленными мрачными опусами некоторых (многих) «вспоминателей» того времени, которые погрузили предвоенную Москву в кромешную тьму и безнадёжность, а москвичей, трясущихся от страха, поголовно попрятали по холодным углам и чуть ли не по подвалам.
Вполне комфортно чувствовал себя и наш герой в этой обновлённой и респектабельной столице, причём верил он даже в «светлое будущее» советского государства.
Если бы не… Та самая катастрофа, которая переломала, перелопатила судьбы и жизни миллионов советских людей. Война… А дальше начинается цепь трагических событий, и самое страшное – смерть Марины… И судьба Мура кардинально меняется.
Книга Сергея Белякова, конечно, непростая, вызывает много вопросов, и это интересно. И ещё – она честная. Автор, например, абсолютно открыто пишет о сотрудничестве Сергея Эфрона с НКВД и разведкой, без недомолвок и стыдливых предположений. Да – сотрудничал, да — получал за это неплохое жалованье и льготы, да – в каком-то смысле был нерукопожатным (что самым трагическим образом сказывалось и на отношении к Марине), и да – пострадал от системы будучи в системе…
Обо всём этом и о многом другом вы прочитаете в замечательной книге Сергея Белякова. Она весьма объёмна, содержит огромную массу фактического и литературного материала, фотографий. Читайте, не пожалеете, это очень интересно.